В России утилизационный сбор появился в 2012 году, в момент вступления РФ в ВТО. Изначально утильсбор распространялся только на автомобили, ввозимые из-за рубежа, что вызвало возмущение ЕС — такая система сбора была воспринята как ущемление прав импортного автопрома.
Чтобы устранить этот «перекос», в 2014 году обязанность платить утилизационный сбор была вменена и российским производителям автомобилей.
В 2016 году утилизационный сбор на автомобили вырос сразу на 65% (причиной стало падение курса рубля) — это позволило частично решить проблему поступления средств в бюджет.
Сейчас рассматривается возможность повышения утилизационного сбора на 15% в 2018 году, хотя единого мнения по этому вопросу пока нет. В частности, Министерство экономического развития выступило против этой меры.
Даже если решение о повышении утилизационного сбора будет принято, оно коснется только импортируемых автомобилей; машины отечественной сборки будут продаваться по прежним ценам. На данный момент российские автохолдинги пользуются субсидиями, компенсирующими сбор, — планируется, что и в будущем эти дотации будут сохранены.
Согласно прогнозам, индексация текущего утилизационного сбора на автомобили на 15% позволит дополнительно собрать порядка 28 миллиардов рублей, которые поступят в бюджет России в течение 5 лет.
Кроме того, повышение сбора на ввозимые машины будет способствовать росту спроса на продукцию отечественного автопрома, что тоже будет полезно для экономики страны.
В долгосрочной перспективе принятие таких мер, как повышение утилизационного сбора, позволяет контролировать и сдерживать автомобилизацию населения. Это особенно актуально для больших городов, дороги которых уже сейчас очень сильно перегружены, и уменьшение количества автомобилей поможет улучшить транспортную ситуацию.